Схема трамвайных маршрутов в ульяновске

Схема трамвайных маршрутов в ульяновске
Схема трамвайных маршрутов в ульяновске
Схема трамвайных маршрутов в ульяновске
Схема трамвайных маршрутов в ульяновске

У этого термина существуют и другие значения, см. Метрополитен (значения).

Запрос «Метро» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Города, в которых есть метрополитен.

Метрополите́н (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway[1]) — подземная (внеуличная) городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения.

В общем случае метрополитен — любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами (например, городской монорельс). Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй в тоннелях, по поверхности и на эстакадах (особенно это характерно для городских монорельсов).

Крупнейшие метрополитены в мире:

Самые маленькие метрополитены: в израильской Хайфе, в иранском Тебризе, венесуэльском Маракайбо, итальянской Катании, украинском Днепре, Екатеринбурге и Алма-Ате.

Лозанна, Брешиа и Ренн — самые маленькие города мира, имеющие метрополитен.

Российские города, имеющие метрополитен: Москва (с 1935), Санкт-Петербург (с 1955), Нижний Новгород (с 1985), Новосибирск (с 1986), Самара (с 1987) , Екатеринбург (с 1991), Казань (с 2005). В Волгограде вместо метрополитена есть метротрам (скоростной трамвай).

Содержание

Большое разнообразие систем внеуличного скоростного городского и пригородного транспорта делает затруднительной однозначную их классификацию. Все определения метрополитена условны. В отношении многих транспортных систем можно с уверенностью сказать, что они являются (или, наоборот, не являются) метрополитенами, но в то же время существует ряд «пограничных» и «гибридных» транспортных систем.

Конечное решение о том, отнести ту или иную транспортную систему к метрополитенам или нет, зависит от принятого определения или может делаться эмпирически. Например, в Зерфаусе и Новом Афоне существуют подземные железные дороги, имеющие некоторое сходство с подземными линиями метрополитена и потому неформально часто так и называемые, однако если обязательным признаком метрополитена считать расположение в городе, то метрополитенами они не являются.

Определяющие признаки метрополитена[править | править код]

В 1981 году Комитет метрополитенов МСОТ предложил такое определение «метрополитеновской железной дороги»:

« железная дорога, предназначенная быть составной частью сети, позволяющей перевозить большие количества пассажиров в пределах урбанизированной зоны посредством транспортных средств на рельсах с внешним управлением, находящаяся в пространстве, целиком или частично расположенном в тоннелях и безраздельно отданном под такое использование. » Размер тоннелей определяет максимальный размер вагонов

Создатель сайта urbanrail.net и автор нескольких книг о метрополитене Роберт Швандль предлагает следующие определяющие признаки метрополитена[2]:

используется в урбанизированной местности (в городах и городских агломерациях); работает на электротяге; полностью отделена от любого другого движения; работает часто (с рабочим интервалом в дневное время не более 30 минут).

Также он предлагает ещё один признак: совпадение уровня пола вагона и перрона, но этот признак не обязателен. При этом не указано, какой должна быть путевая инфраструктура. То есть, по Швандлю, она может быть практически любой: традиционные рельсовые пути (традиционный метрополитен), ALWEG (наиболее распространённый тип городских пассажирских монорельсов) и так далее.

Это определение обладает некоторой условностью. Под него не подпадает, например, Чикагский метрополитен, который имеет несколько одноуровневых пересечений с дорогами[3] (хотя Швандль всё равно рассматривает эту систему как метрополитен в виде исключения). Ряд метрополитенов в прошлом работали на иных видах тяги (паровая, канатная), а в некоторых метрополитенах имеются отдельные участки с низкой интенсивностью работы.

В частности, Швандль рассматривает Вуппертальскую подвесную дорогу как полноценную систему метрополитена, что может быть недопустимо с точки зрения других определений, накладывающих разные по строгости ограничения на техническую реализацию метрополитена.

Неопределяющие признаки[править | править код]

Как правило, транспортные специалисты не считают определяющим признаком способ размещения трассы (подземный, наземный, надземный), хотя в России и странах бывшего СССР сложилось стереотипное представление о метрополитене как о подземном виде транспорта.

Также не является определяющей принятая система токосъёма (контактный провод, контактный рельс). Хотя для метрополитена чаще, чем для других видов транспорта, характерно использование контактного рельса, нередко встречаются и иные технические решения.

В городах со сложившейся застройкой линии метро, как правило, проложены под землёй и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава могут достигать железнодорожных стандартов, хотя обычно уступают им. Метропоезда насчитывают, как правило, 4—8 вагонов. Диаметр тоннелей достигает 4—7 метров (но во многих системах встречаются и более узкие тоннели (например, в Берлине ширина узкопрофильных тоннелей — всего 2,3 метра)), предельные уклоны больше, чем на железных дорогах общего назначения, но меньше, чем на трамвае, минимальные радиусы закругления значительно больше трамвайных. Платформы на станциях обычно имеют длину 100—165 м и ширину 5—20 м. Линии метрополитена обычно проходят вдоль градообразующих осей и являются каркасом городской пассажирской транспортной системы. Стоимость сооружения метрополитена сильно зависит от условий окружающей среды и применяемых технологий строительства. Типичная стоимость километра подземной линии мелкого заложения — порядка 30 млн. долл. США (без учёта стоимости строительства станций).

В разных странах исполнение и параметры метрополитенов могут варьироваться (например, бывают почти полностью наземные системы), но отличительными чертами метрополитена являются: использование электрической тяги, высокая интенсивность и скорость движения поездов и большой пассажиропоток и, естественно, полная обособленность от прочего городского транспортного движения.

Размеры метрополитенов находятся в диапазоне от 2-километровой линии «мини-метро» в израильской Хайфе (см. Кармелит) до Нью-Йоркской системы «подземок» и «надземок» с общей протяжённостью линий более 1300 км.

Разновидностями метрополитена или близкими к нему по свойствам и назначению транспортными системами (в зависимости от принятого определения) являются Лёгкое метро, Преметро, S-Bahn (S-Tog и т. п.), городские монорельсы (кроме аттракционов и экскурсионных).

Название «метрополитен» (метро) принято во многих странах. До сих пор подавляющее большинство действующих метрополитенов представляют собой разновидность железной дороги.

Первая подземная железная дорога была построена в Лондоне в 1863 году компанией «Метропо́литен рэйлуэй» (англ. Metropolitan Railway — букв. «столичная железная дорога»). Однако в английском языке название этой линии нарицательного характера не приобрело. Появлявшиеся вслед за тем линии метрополитена, в том числе и в Великобритании, получали другие названия. В частности, первая подземная линия в настоящее время является линией «Metropolitan» Лондонского метро, само же метро в английском языке называется «Лондон-андеграунд» (англ. London Underground, «лондонская подземная [железная дорога]» или, также, «лондонская подземка» или — в разговорной речи — «тьюб» (tube, «труба»).

Нарицательный смысл слово «метрополитен» и общепринятое сокращение «метро» приобрели в Париже. Чтобы город не оказался зависимым от национальной администрации железных дорог, при строительстве парижского метрополитена было решено создать отдельную компанию, которая получила название Парижской компании столичной железной дороги (фр. Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris; слово métropolitain («метрополитен») во французском языке носило нарицательное значение «столичный»). Постепенно слова «метрополитен» и «метро» приобрели значение городской внеуличной железной дороги вообще во французском языке, а потом в таком качестве пришли и в другие языки (в том числе и русский).

Кроме того, Максимом Горьким в «Городе Жёлтого Дьявола» было введено[4] в русский язык слово-калька «подземка». Оно прижилось, но преимущественно в качестве обозначения зарубежных метрополитенов[5] (лондонская подземка, нью-йоркская подземка и т. д.), хотя в последнее время встречается в российской прессе и применительно к российским метрополитенам, проложенным в основном под землёй. Соответственно, преимущественно эстакадные метрополитены называют «надземками», несмотря на то, что таких метрополитенов в России пока ещё нет. Своя система связанной с метрополитеном терминологии используется в немецкоязычных странах. В настоящее время наиболее распространённые термины — U-Bahn и S-Bahn. Термин U-Bahn является сокращением от Untergrundbahn — букв. «подземная железная дорога». U-Bahn близок к метро в традиционном российском понимании, так как является внутригородским транспортом, в основном расположенным под землёй. В некоторых городах (Кёльн, Дюссельдорф) слово U-Bahn используется для обозначения подземных участков трамвайных линий.

S-Bahn (от Stadtbahn — городская железная дорога. В Берлине первоначально называлась SS-Bahn от Schnellstadtbahn — скоростная городская железная дорога). S-Bahn ближе к пригородным железнодорожным поездам. В городах S-Bahn иногда имеет подземные участки (U-Bahn). В настоящее время термин S-Bahn обычно не расшифровывается как сокращение и означает городские (пригородно-городские) поезда, а термин Stadtbahn принял другое значение — городская железная дорога как легкорельсового транспорта. Также имеется термин Hochbahn, означающий трассы метро, проложенные на эстакадах — «надземки».

В английском языке в нарицательном смысле применяется термин rapid transit (скоростной городской транспорт), однако употребляется он только тогда, когда по смыслу невозможно ограничиться названием одной конкретной системы метрополитена. В остальных случаях используются индивидуальные названия: в Лондоне — London Underground, в Нью-Йорке — New York Subway, в Ливерпуле — Merseyrail, в Вашингтоне — Washington Metrorail, в Сан-Франциско — BART и т. п. В некоторых городах применяется название «метро» (англ. metro) для систем, по своему характеру близких к метро, или для всего городского транспорта (собственно метро и наземный пассажирский транспорт (в том числе автобусы и трамваи)) в совокупности.

В первом в мире Лондонском метрополитене изначально эксплуатировались паровозы с прицепными вагонами. На фото — паровоз класса Е с поездом на станции Моргейт, открытой в 1865 году Метрополитен на электротяге в Будапеште — первый в континентальной Европе.

Первая линия метрополитена длиной 6 км была построена в Лондоне. Запущена 10 января 1863 года[6]. Изначально первая линия в Лондоне эксплуатировалась на паровой тяге, которая начиная с 1890 года заменялась на электрическую.

Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904).

6 июня 1892 — открыта первая надземная линия метрополитена Чикаго на паровой тяге.

На европейском континенте старейшими являются метрополитены Будапешта (1896), Глазго (1896), Парижа (1900), Берлина (1902), Гамбурга (1912).

Иногда к числу старейших метрополитенов Европы причисляют Стамбульский «Тюнель» (европейская часть города, 1875), несмотря на то, что он является, по сути, подземным фуникулёром (полноценный стамбульский метрополитен открылся только в 2000 году), и Афинский метрополитен, который, однако же, в момент открытия (1869) представлял собой обычный городской поезд; в 1904 году линия была электрифицирована с использованием третьего рельса, с этого момента её хоть как-то можно причислять к метрополитенам. Также не относится к числу старейших и Венский метрополитен: в 1898 году в Вене открылась городская железная дорога, а в 1966 году — подземный трамвай, лишь в 1970-х ставший основой полноценного метрополитена.

В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. На территории СССР метрополитен был открыт также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске (1991).

После распада СССР метрополитен был открыт всего лишь в трёх бывших советских городах: Днепропетровске (1995, Украина), Казани (2005, Россия) и Алма-Ате (2011, Казахстан).

Хронография действующих систем метрополитена[править | править код]

Основная статья: Список метрополитенов

1863 — Флаг Великобритании Лондон (Великобритания) 1868 — Флаг США (37 звёзд) Нью-Йорк (США) — открылся как надземная железная дорога. Первая линия подземки открылась в 1904 году. Три системы различных операторов объединены в одну в 1940 году. 1869 — Флаг Греции (1822–1969 и 1975–1978) Афины (Греция) — открылся как городская железная дорога. Электрифицирован в 1904 году. 1875 — Флаг Османской империи Стамбул (Османская империя), подземный фуникулёр 1892 — Флаг США Чикаго (США) — открылся как надземная железная дорога. Первая линия подземки открылась в 1943 году. 1893 — Флаг Великобритании Ливерпуль (Великобритания), надземка. Закрыта в 1956 году. 1896 — Флаг Австро-Венгрии Будапешт (Австро-Венгерская империя), Флаг Великобритании Глазго (Великобритания) 1897 — Флаг США (45 звёзд) Бостон (США) 1900 — Флаг Франции Париж (Франция) 1901 — Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) Вупперталь (Германия), подвесная надземка 1902 — Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) Берлин (Германия) 1907 — Флаг США (45 звёзд) Филадельфия (США) 1908 — Флаг США (45 звёзд) PATH (США) — подземная железная дорога, связавшая тоннелем под рекой Гудзон город Нью-Йорк и территорию штата Нью-Джерси.
Флаг Италии (1861—1946) Генуя (Италия) — открылся трамвайный тоннель; с 1990 года входит в состав метрополитена. 1912 — Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) Гамбург (Германия) 1913 — Флаг Аргентины Буэнос-Айрес (Аргентина) 1918 — Флаг США (48 звёзд) Сан-Франциско (США) — открылся трамвайный тоннель с двумя подземными станциями; с 1980 года входит в состав метротрама. 1919 — Испания Мадрид (Испания) 1924 — Испания Барселона (Испания) 1927 — Флаг Японской империи Токио (Япония) 1928 — Флаг Норвегии Осло (Норвегия) — открылся как сеть пригородных трамваев с подземными участками; переоборудован в метрополитен в 1966 году.
Флаг США (48 звёзд) Рочестер (США), подземный трамвай. Закрыт в 1956 году. 1933 — Флаг Японской империи Осака (Япония), Флаг Швеции Стокгольм (Швеция), трамвайный тоннель; с 1950 года входит в состав метрополитена. 1935 — Флаг СССР Москва (СССР), Флаг США (48 звёзд) Ньюарк (США), лёгкое метро 1950 — Флаг Швеции Стокгольм (Швеция) 1954 — Флаг Канады (1921—1957) Торонто (Канада) 1955 — Флаг США (48 звёзд) Кливленд (США), Флаг СССР Ленинград (СССР; ныне — Санкт-Петербург), Флаг Италии Рим (Италия) 1957 — Флаг Бельгии Брюссель (Бельгия), трамвайный тоннель, Флаг Японской империи Нагоя (Япония) 1959 — Флаг Португалии Лиссабон (Португалия), Флаг Израиля Хайфа (Израиль), подземный фуникулёр 1960 — Флаг СССР Киев (СССР) 1964 — Флаг Италии Милан (Италия) 1966 — Флаг Австрии Вена (Австрия), трамвайный тоннель (с 1980 года частично входит в состав метрополитена), Флаг Канады Монреаль (Канада), Флаг СССР Тбилиси (СССР) 1967 — Флаг СССР Баку (СССР), Флаг Германии Эссен (Германия), метротрам 1968 — Флаг Германии Кёльн (Германия), метротрам, Флаг Нидерландов Роттердам (Нидерланды), Флаг Германии Франкфурт-на-Майне (Германия) 1969 — Флаг Мексики Мехико (Мексика), Флаг Китайской Народной Республики Пекин (Китай) 1970 — Флаг Великобритании Ливерпуль (Великобритания), метроэлектричка 1971 — Флаг Германии Мюнхен (Германия), Флаг Японской империи Саппоро (Япония) 1972 — Флаг Японской империи Иокогама (Япония), Флаг Германии Нюрнберг (Германия), Флаг США Сан-Франциско (США), метроэлектричка 1973 — Флаг КНДР Пхеньян (КНДР) 1974 — Флаг Чехии Прага (Чехословакия), Флаг Бразилии (1968—1992) Сан-Паулу (Бразилия), Флаг Республики Корея Сеул (Южная Корея) 1975 — Флаг Бельгии Антверпен (Бельгия), метротрам, Флаг Германии Бонн (ФРГ), метротрам, Флаг Германии Ганновер (ФРГ), метротрам, Флаг СССР Новый Афон (СССР), миниметро, Флаг Чили Сантьяго (Чили), Флаг СССР Харьков (СССР) 1976 — Флаг Бельгии Брюссель (Бельгия), Флаг США Вашингтон (США), Флаг Австрии Вена (Австрия), Флаг Бельгии Шарлеруа (Бельгия), метротрам 1977 — Флаг Нидерландов Амстердам (Нидерланды), Флаг Японской империи Кобе (Япония), Флаг Франции Марсель (Франция), Флаг Германии Мюльхайм-на-Руре (Германия), метротрам, Флаг СССР Ташкент (СССР) 1978 — Флаг Франции Лион (Франция), Флаг Канады Эдмонтон (Канада), метротрам 1979 — Флаг США Атланта (США), Флаг Германии Бохум (Германия), метротрам, Флаг Румынии (1965—1989) Бухарест (Румыния), Флаг Гонконга (1959-1997) Гонконг (Британская империя), Флаг Бразилии (1968—1992) Рио-де-Жанейро (Бразилия) 1980 — Флаг Великобритании Ньюкасл-апон-Тайн (Великобритания), Флаг США Сан-Франциско (США), метротрам 1981 — Флаг Германии Дюссельдорф (Германия), метротрам, Флаг СССР Ереван (СССР), Флаг Канады Калгари (Канада), метротрам, Флаг Японской империи Киото (Япония), Флаг Японской империи Фукуока (Япония) 1982 — Флаг Финляндии Хельсинки (Финляндия) 1983 — Флаг США Балтимор (США), Флаг Венесуэлы Каракас (Венесуэла), Флаг Франции Лилль (Франция) 1984 — Флаг СССР Волгоград (СССР), метротрам, Флаг Германии Гельзенкирхен (Германия), метротрам, Флаг Германии Дортмунд (Германия), метротрам, Флаг Индии Калькутта (Индия), Флаг США Майами (США), надземка, Флаг Филиппин Манила (Филиппины), надземка, Флаг СССР Минск (СССР), Флаг США Питтсбург (США), лёгкое метро, Флаг Китайской Народной Республики Тяньцзинь (Китай) 1985 — Флаг США Буффало (США), лёгкое метро, Флаг СССР Горький (СССР; ныне — Нижний Новгород), Флаг Австрии Зерфаус (Австрия), подземная одноколейная железная дорога, Флаг Японской империи Китакюсю (Япония), монорельс, Флаг Бразилии (1968—1992) Порту-Алегри (Бразилия), надземка, Флаг Республики Корея Пусан (Южная Корея), Флаг Бразилии (1968—1992) Ресифи (Бразилия), надземка, Флаг Германии Штутгарт (Германия), метротрам 1986 — Флаг Бразилии (1968—1992) Белу-Оризонти (Бразилия), надземка, Флаг Канады Ванкувер (Канада), надземка, Флаг СССР Кривой Рог (СССР), метротрам, Флаг СССР Новосибирск (СССР), Флаг Швейцарии Цюрих (Швейцария), трамвайный тоннель 1987 — Флаг США Детройт (США), монорельс, Флаг Египта Каир (Египет), Флаг СССР Куйбышев (СССР; ныне — Самара), Флаг Великобритании Лондон, лёгкое метро, Флаг Сингапура Сингапур (Сингапур), Флаг Японской империи Сэндай (Япония) 1988 — Флаг Испании Валенсия (Испания) 1989 — Флаг Мексики Гвадалахара (Мексика), Флаг США Джексонвилл (США), надземка, Флаг Германии Херне (Германия), метротрам 1990 — Флаг Италии Генуя (Италия) 1991 — Флаг Германии Билефельд (Германия), метротрам, Флаг Швейцарии Лозанна (Швейцария), Флаг Мексики Монтеррей (Мексика), Флаг СССР Свердловск (СССР; ныне — Екатеринбург), Флаг Бразилии Терезина (Бразилия), лёгкое метро 1992 — Флаг Германии Дуйсбург (Германия), метротрам, Флаг Швейцарии Саас-Фе (Швейцария), подземный фуникулёр, Флаг Франции Тулуза (Франция) 1993 — Флаг США Лос-Анджелес (США), Флаг Италии Неаполь (Италия), Флаг США Сент-Луис (США), лёгкое метро, Флаг Китайской Народной Республики Шанхай (Китай) 1994 — Флаг Японской империи Хиросима (Япония), Флаг Франции Руан (Франция), метротрам 1995 — Флаг Испании Бильбао (Испания), Флаг Польши Варшава (Польша), Флаг Украины Днепр (Украина), Флаг Малайзии Куала-Лумпур (Малайзия), надземка, Флаг Колумбии Медельин (Колумбия), надземка, Флаг Индии Ченнаи (Индия), надземка 1996 — Флаг Турции Анкара (Турция), Флаг Китайской Республики Тайбэй (Тайвань) 1997 — Флаг Китайской Народной Республики Гуанчжоу (Китай), Флаг Республики Корея Тэгу (Южная Корея) 1998 — Флаг Болгарии София (Болгария) 1999 — Флаг Таиланда Бангкок (Таиланд), надземка, Флаг Республики Корея Инчхон (Южная Корея), Флаг Италии Катания (Италия), Флаг США Солт-Лейк-Сити (США), лёгкое метро, Флаг Ирана Тегеран (Иран) 2000 — Флаг Турции Измир (Турция), Флаг Турции Стамбул (Турция), Флаг Швеции Стокгольм (скоростной трамвай Tvärbanan с подземными участками) 2001 — Флаг Бразилии Бразилиа (Бразилия), Флаг Перу Лима (Перу) (тестовая эксплуатация), Флаг Канады Оттава (Канада), лёгкое метро 2002 — Флаг Турции Бурса (Турция), Флаг Индии Дели (Индия), Флаг Дании Копенгаген (Дания), Флаг Франции Ренн (Франция), Флаг Китайской Народной Республики Чанчунь (Китай), лёгкое метро 2003 — Флаг Китайской Народной Республики Далянь (Китай), Флаг Перу Лима (Перу) (регулярная эксплуатация), Флаг Японии Наха (Япония), монорельс 2004 — Флаг Нидерландов Гаага (Нидерланды), трамвайный тоннель, Флаг Республики Корея Кванджу (Южная Корея), Флаг США Лас-Вегас (США), монорельс, Флаг США Миннеаполис (США), метротрам, Флаг России Москва (Россия), монорельс, Флаг Италии Сан-Кристина (Италия), подземный фуникулёр, Флаг Пуэрто-Рико Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), Флаг Китайской Народной Республики Ухань (Китай), Флаг Китайской Народной Республики Шэньчжэнь (Китай) 2005 — Флаг Чили Вальпараисо (Чили), Флаг России Казань (Россия), Флаг Китайской Народной Республики Нанкин (Китай), Флаг Португалии Порту (Португалия), метротрам, Флаг Китайской Народной Республики Чунцин (Китай), надземка 2006 — Флаг Венесуэлы Валенсия (Венесуэла),Флаг Венесуэлы Маракайбо (Венесуэла), Флаг Италии Турин (Италия), Флаг Республики Корея Тэджон (Корея) 2007 — Флаг Испании Аликанте (Испания), метротрам, Флаг Испании Пальма-де-Мальорка (Испания) 2008 — Флаг Китайской Республики Гаосюн (Тайвань), Флаг Польши Краков (Польша), трамвайный тоннель, Флаг Италии Перуджа (Италия), миниметро 2009 — Флаг Турции Адана (Турция), лёгкое метро, Флаг ОАЭ Дубай (ОАЭ), Флаг Доминиканской Республики Санто-Доминго (Доминиканская Республика), Флаг Испании Севилья (Испания), лёгкое метро 2010 — Флаг Китайской Народной Республики Чэнду (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Шэньян (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Фошань (КНР), Флаг Саудовской Аравии Мекка (Саудовская Аравия), Флаг Сербии Белград (Сербия), метроэлектричка, Флаг Швеции Мальмё (Швеция), метроэлектричка, Флаг Италии Венеция (Италия), миниметро 2011 — Флаг Ирана Мешхед (Иран), Флаг Индии Бангалор (Индия), Флаг Китайской Народной Республики Сиань (КНР), Флаг Алжира Алжир (Алжир), Флаг Казахстана Алма-Ата (Казахстан) 2012 — Флаг Китайской Народной Республики Сучжоу (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Куньмин (КНР), Флаг Республики Корея Ыйджонбу (Корея), надземка, Флаг Польши Познань (Польша), трамвайный тоннель, Флаг Бразилии Форталеза (Бразилия), Флаг Китайской Народной Республики Ханчжоу (КНР). 2013 — Флаг Италии Брешиа (Италия), Флаг Китайской Народной Республики Харбин (КНР), Флаг Индии Гургаон (Индия), Флаг Китайской Народной Республики Чжэнчжоу (КНР), Флаг Германии Лейпциг (Германия), метроэлектричка 2014 — Флаг Панамы Панама (Панама), Флаг Китайской Народной Республики Чанша (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Нинбо (КНР), Флаг Индии Мумбаи (Индия), надземка, Флаг Бразилии Салвадор (Бразилия), Флаг Китайской Народной Республики Уси (КНР), Флаг Испании Малага (Испания), метротрам, Флаг Ирана Шираз (Иран). 2015 — Флаг Индии Джайпур (Индия), Флаг Индии Ченнаи (Индия), Флаг Ирана Тебриз (Иран), Флаг Эфиопии Аддис-Абеба (Эфиопия), лёгкое метро, Флаг Ирана Исфахан (Иран), Флаг Китайской Народной Республики Циндао (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Наньчан (КНР) 2016 — Флаг Китайской Народной Республики Фучжоу (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Дунгуань (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Наньнин (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Хэфэй (КНР), Флаг Тайваня Тайчжун (Тайвань), Флаг Туркмении Ашхабад (Туркмения), монорельс 2017 — Флаг Тайваня Таоюань (Тайвань), Флаг Индии Коччи (Индия), надземка, Флаг Китайской Народной Республики Шицзячжуан (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Чанчунь (Китай), Флаг Индии Лакхнау (Индия), Флаг Испании Гранада (Испания), метротрам, Флаг Индии Хайдарабад (Индия), Флаг Китайской Народной Республики Гуйян (КНР), Флаг Китайской Народной Республики Сямынь (КНР). Строящиеся и планируемые метрополитены[править | править код] 2018 — Флаг Нигерии Абуджа (Нигерия), ЛРТ (строится), Флаг Ирана Ахваз (Иран) (строится), Флаг Китайской Народной Республики Вэньчжоу (КНР) (строится), Флаг Венесуэлы Гуаренас/Гуатирре (Венесуэла), ЛРТ (строится)[7], Флаг Индии Индаур (Индия) (строится), Флаг Германии Карлсруэ (Германия), метротрам (строится)[8], Флаг Ирана Кум (Иран) (строится), Флаг Нигерии Лагос (Нигерия), надземка (строится)[9], Флаг Китайской Народной Республики Ланьчжоу (КНР) (строится), Флаг Пакистана Лахор (Пакистан) (строится)[10], Флаг Индии Нагпур (Индия), надземка (строится)[11], Флаг Индии Ноида (Индия), надземка (строится), Флаг Китайской Народной Республики Сюйчжоу (КНР) (строится), Флаг Китайской Народной Республики Тайюань (КНР) (строится), Флаг Вьетнама Ханой (Вьетнам) (строится), Флаг Китайской Народной Республики Цзинань (КНР) (строится). 2019 — Флаг Казахстана Астана (Казахстан), ЛРТ (строится), Флаг Бангладеш Дакка (Бангладеш), надземка (строится)[12], Флаг Индонезии Джакарта (Индонезия) (строится)[13], Флаг Катара Доха (Катар) (строится)[14], Флаг Эквадора Кито (Эквадор) (строится), Флаг Индии Нави Мумбаи (Индия), надземка (строится), Флаг Индии Пуна (Индия) (строится)[15], Флаг Австралии Сидней (Австралия) (строится)[16], Флаг Китайской Народной Республики Урумчи (КНР) (строится), Флаг Индии Чандигарх (Индия) (строится), Флаг Китайской Народной Республики Чанчжоу (КНР) (строится), Флаг Саудовской Аравии Эр-Рияд (Саудовская Аравия) (строится). 2020 — Флаг Кот-д’Ивуара Абиджан (Кот-д’Ивуар) (планируется)[17], Флаг Китайской Народной Республики Аомынь (бывш. Макао) (строится), Флаг Индии Ахмадабад (Индия) (строится)[18], Флаг Индии Виджаявада (Индия), надземка (планируется), Флаг США Гонолулу (США), ЛРТ (строится), Флаг Саудовской Аравии Джидда (Саудовская Аравия) (планируется), Флаг Уганды Кампала (Уганда), ЛРТ (планируется),[19]Флаг Пакистана Карачи (Пакистан) (планируется), Флаг Китайской Народной Республики Лоян (КНР) (строится)[20], Флаг Саудовской Аравии Медина (Саудовская Аравия) (планируется), Флаг Греции Салоники (Греция) (строится), Флаг Монголии Улан-Батор (Монголия) (планируется)[21], Флаг Вьетнама Хошимин (Вьетнам) (строится)[22], Флаг Китайской Народной Республики Хух-Хото (КНР) (строится)[23], Флаг Китайской Народной Республики Цзиньхуа (КНР) (строится)[24]. 2021 — Флаг Индии Бхопал (Индия), ЛРТ (планируется), Флаг Индии Канпур (Индия) (строится)[25], Флаг Израиля Тель-Авив (Израиль), ЛРТ (строится)[26], Флаг Индии Вишакхапатнам (Индия) (планируется), Флаг Индии Тривандрам (Индия), ЛРТ (планируется)[27]. 2022 — Флаг Индии Агра (Индия) (планируется)[28], Флаг Китайской Народной Республики Баотоу (КНР) (строится)[29][30], Флаг Ирана Керманшах (Иран) (строится)[31], Флаг Индии Патна (Индия), надземка (планируется)[32], Флаг Индии Кожикоде (Индия), ЛРТ (планируется)[27], Флаг Индии Мератх (Индия) (планируется)[28], Флаг Китайской Народной Республики Синин (КНР) (строится). 2024 — Флаг Колумбии Богота (Колумбия) (планируется)[33]. 2027 — Флаг Ирландии Дублин (Ирландия) (планируется)[34]. без точной даты — Флаг Аргентины Кордова (Аргентина) (планируется), Флаг Бразилии Гояния (Бразилия) (планируется), Флаг Бразилии Куритиба (Бразилия) (планируется)[35], Флаг Бразилии Флорианополис (Бразилия) (планируется), Флаг Индии Варанаси (Индия) (планируется)[36], Флаг Индии Гувахати (Индия) (планируется), Флаг Индии Лудхиана (Индия) (планируется)[37], Флаг Индии Сурат (Индия) (планируется), Флаг Италии Болонья (Италия) (планируется), Флаг Кении Найроби (Кения), ЛРТ (планируется)[38], Флаг Киргизии Бишкек (Киргизия), лёгкое метро (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг Латвии Рига (Латвия) (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг Литвы Вильнюс (Литва) (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг ОАЭ Абу-Даби (ОАЭ) (планируется), Флаг России Барнаул (Россия), метротрам (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг России Красноярск (Россия) (строится), Флаг России Омск (Россия) (строится), Флаг России Московская область[источник не указан 409 дней] (Россия), лёгкое метро (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг России Пермь (Россия), лёгкое метро (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг России Ростов-на-Дону (Россия) (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг России Саратов (Россия), метротрам (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг России Уфа (Россия) (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг России Челябинск (Россия) (строится)[39], Флаг Сербии Белград (Сербия) (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг Сирии Дамаск (Сирия) (строится[источник не указан 404 дня]), Флаг Украины Донецк (Украина) (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг Украины Запорожье (Украина), лёгкое метро (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг Украины Львов (Украина), метротрам (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг Хорватии Загреб (Хорватия), лёгкое метро (планируется[источник не указан 409 дней]), Флаг Чехии Брно (Чехия), метротрам (планируется), Флаг Японии Кавасаки (Япония) (планируется).

Основная статья: Строительство метрополитена

Строительство метро стоит очень дорого, и поэтому бывает экономически оправдано только в крупных городах (территориально или по численности населения). В СССР таковыми считались города с численностью населения от 1 млн жителей. Различают закрытый способ строительства (с помощью тоннелепроходческих щитов) и открытый, при котором тоннели и станции строятся соответственно в траншеях и котлованах и, будучи завершёнными, снова засыпаются грунтом.

Закрытый способ применяется при строительстве линий глубокого заложения, когда этого требуют гидрогеологические условия или необходимо сохранить ценную застройку в городах. В иных случаях станции мелкого заложения строят открытым способом. Для линий мелкого заложения в России применяют также гибридный — «московский» — способ, когда станции строятся открытым способом, а тоннели — закрытым. Коммуникации необходимо переносить (когда они там есть) лишь в зонах строительства станций, а в зонах прокладки тоннелей перегонов такой необходимости нет. Также не нужно временно закрывать дороги и т. д., поэтому строительство оказывается дешевле. По ценам 2006 года стоимость 1 км тоннеля, построенного открытым способом, составляет приблизительно 1,4 млрд руб., а 1 км тоннеля, построенного закрытым способом, — около 2—2,2 млрд руб. Необходимо также учитывать, что эти цифры приведены для одного однопутного тоннеля. Учитывая, что линии метрополитена, как правило, строится двухпутными и, как это обычно делается в России, каждый линейный путь прокладывается в отдельном тоннеле, — линия метро получается двухтоннельная. Следовательно, при расчётах стоимости строительства километра линии метро стоимость строительства километра однопутного тоннеля следует умножать на 2.

Москва, 2007 год. Строительная шахта строящейся закрытым способом станции глубокого заложения Достоевская

Узкоколейный дизелевоз с поездом на строящейся станции Петровский парк в Москве

Основная статья: Вагон метро

Электропоезд метрополитена состоит из нескольких вагонов: двух головных вагонов, имеющих кабины управления и от одного до шести промежуточных вагонов, прицепленных между ними. Вагон метро обычно длиннее трамвайного, но короче железнодорожного. На вагонах российского производства серии 81-714, 81-717 в середине вагона над дверьми находятся три сигнальные лампочки, которые сигнализируют о: срабатывании пневматического тормоза (оранжевая), срабатывании реле перегрузки (зелёная), открытых дверях (белая). Длина вагонов метро может варьироваться: например на советских и российских вагонах серии А, Б, В, Г, Д, Е и его модификаций, 81-717/714 и 81-720/721 «Яуза» она составляет 19-20 метров; а сочленённых двухсекционных вагонов модели 81-740/741 «Русич» — 27-28 метров. Электропоезда метрополитена получают электричество от сети постоянного тока — как правило, от третьего (контактного) рельса, напряжение которого составляет 750—900 Вольт. Постоянный ток получают на подстанциях из переменного тока с помощью выпрямителей. Ширина колеи метрополитена различна в разных странах и, как правило, соответствует принятой ширине колеи железнодорожного транспорта, в России и странах СНГ — 1520 мм. В метро также эксплуатируются контактно-аккумуляторные электровозы, автомотрисы и мотовозы для возможности перемещения вагонов и путевых машин и рабочих в ночное время, когда напряжение на контактном рельсе отключено.

Управление подвижным составом может быть и полностью автоматизировано: впервые в мире такие поезда были применены в лондонском метрополитене на линии «Виктория» в начале 1970-х[40]. Автоматизация позволила повысить скорость движения поездов и на 25—30 % сократить обслуживающий персонал[40].

См. также: Грузовой метропоезд и Электропоезда советских и российских железных дорог § Электропоезда метрополитенов

 

Примеры станций метрополитена

Основная статья: Станция метрополитена

Станции используются для посадки и высадки пассажиров из вагонов. Подземные, а также надземно-эстакадные станции сообщаются с поверхностью с помощью вестибюлей, турникетов, эскалаторов (или просто лестничных сходов, а кое-где также лифтов для инвалидов), осуществляющих пропуск пассажиров.

Конструктивно станции бывают колонного, пилонного, односводчатого и смежных типов, а по расположению платформ относительно путей делятся на островные и береговые. Существуют многопутные и многоуровневые пересадочные станции.

Некоторые станции имеют систему горизонтальный лифт со стенами и дверями (преимущественно стеклянными) между платформой и поездом.

Многие станции Московского, Петербургского, Пхеньянского, Стокгольмского и ряда других метрополитенов оформлены как дворцовые залы или просто как архитектурные и художественные новаторства.

Самой глубокой в мире станцией метро является Арсенальная в Киеве. Её глубина — 105,5 м.

Тоннели[править | править код]

Довольно часто линии метро проложены в подземных тоннелях. Тоннели линий метро бывают двух- и однопутные. Двухпутные тоннели применяются в однотонельных схемах подземных линий метро.

Однопутные тоннели применяются в двухтонельных схемах подземных линий метро, в которых каждый путь линии метро пролегает в своём тоннеле. Двухтонельная схема на подземных линиях метро и, следовательно, однопутные метротоннели в настоящее время явно доминируют.

Чтобы избежать пересечений в одном уровне, тоннели пересекающихся подземных линий метро прокладывают на различной глубине.

В гористой местности тоннели (как двух-, так и однопутные) также могут применяться для участков линий метро, проходящих сквозь горы.

Эстакады[править | править код]

Зачастую наземные линии метро подняты на эстакады. На эстакадных линиях метро преобладают двухпутные эстакады. Парные однопутные эстакады используются сравнительно редко. Чтобы избежать пересечений в одном уровне:

эстакады пересекающихся линий в местах пересечений поднимают на разные высотные уровни; если это возможно, одна из пересекающихся линий в месте пересечения опускается на уровень земли.

Эстакады также могут использоваться в качестве путепроводов там, где нужно обеспечить пересечение в разных уровнях наземной линии метро с:

автодорогой, наземной трамвайной или наземной железнодорожной линией, другой наземной линией метро. Метромост[править | править код]

Основная статья: Метромост

Метромост — мост, по которому проходит линия метрополитена. Этот мост отличается от обычного повышенной прочностью, так как поезда метро создают очень сильную вибрацию. В некоторых случаях применяют совмещённый метромост. Часто такой мост двухъярусный, — на верхнем ярусе располагается автомобильная или железная дорога, а на нижнем — линия метро (яркий пример — Нижегородский метромост). Но встречаются и одноярусные совмещённые метромосты, на которых пути лини метро проложены или вдоль краёв проезжей части автодороги или, наоборот, в середине моста, а проезжие части автодороги, соответственно, слева и справа от линии метро (например, Нагатинский метромост). Также есть станции метрополитена, расположенные на метромостах, например, Воробьёвы горы в Москве или Аметьево в Казани. На сентябрь 2013 года самый длинный метромост в мире эксплуатируется в городе Новосибирске между станциями «Речной вокзал» и «Студенческая»[41].

Путь и оборотный тупик[править | править код]

Движение поездов на станциях осуществляется по 1 и 2 станционным путям, называемым также главными станционными путями. 3 и 4 станционные пути за станцией, как правило, являются оборотными. 1 главный станционный путь соединён с 3 и 4 станционным, а следовательно 3 и 4 соединены с 2 главным станционным путём. Отсюда оборот с 1 на 2 главный путь осуществляется через 3 или 4 станционные пути. Они служат для оборота подвижного состава на конечных станциях, на центральных станциях линии в случае организации зонного движения или непланового прекращения движения по концевым участкам линии. При наличии в тупиках пункта технического обслуживания (ПТО), в часы работы ПТО по графику подвижной состав оборачивается только по одному из двух оборотных путей 3 или 4. Другой оборотный путь используется для технического обслуживания (осмотр и мелкий ремонт) подвижного состава. Во время стоянки подвижного состава работниками ПТО снимается напряжение с контактного рельса при помощи разъединителя с ручным приводом. В ночное время на оборотных путях по графику осуществляется отстой подвижного состава. Машинисты выходят из тоннеля, поднимаются на поверхность и идут отдыхать в комнаты ночного отдыха локомотивных бригад, расположенные в непосредственной близости у станции. Один из оборотных путей бывает востребован и ночью, на нём оборачиваются мотовозы. В случае неисправности подвижного состава на линии в часы наиболее интенсивного движения — в «час пик» — по команде поездного диспетчера состав убирается с главных путей на один из оборотных путей ближайшей станции. В ночное время состав перегоняется в электродепо приписки.

Рассмотренная схема предполагает наличие двух оборотных станционных путей. Существует также схема организации движения на конечных станциях с одним оборотным путём, однако она используется редко и только на центральных станциях, где частота использования оборотного пути крайне низка.

Оборотные пути могут не строиться в случае низкой интенсивности движения. В этом случае оборот поездов осуществляется непосредственно по одному или по обоим главным станционным путям с использованием перекрёстных съездов перед станцией. В этом случае состав либо сразу прибывает на неправильный путь, либо наоборот — отправляется с неправильного пути. Подобная схема используется в казанском метрополитене на конечной станции Проспект Победы, в новосибирском метрополитене на станциях Золотая Нива и Площадь Гарина-Михайловского и в самарском метрополитене на станциях Юнгородок, Российская и Алабинская. В Москве так организован оборот поездов на станциях Александровский Сад, Кунцевская, Международная Филёвской линии и Алма-Атинская.

Инженерный корпус[править | править код]

В инженерном корпусе метрополитена расположен центр управления движением поездов и работой всех технологических установок (электротехнических, связи и автоматики, сантехнических и др.), которые обеспечивают эксплуатацию метрополитена. Инженерный корпус оснащён всевозможными оборудованием и устройствами. В нём также находится управление работой метрополитена и аппарат разных служб. Компьютеры, находящиеся в инженерном корпусе, следят за слаженностью системы: интервалом движения поездов и т. д.[42]

Электродепо[править | править код] Видеообзор депо «Печатники» и «Братеево» Московского метрополитена. Осмотр и отправление поезда из депо

Основная статья: Электродепо метрополитена

Электродепо в метрополитене — предприятие, эксплуатирующее и ремонтирующее подвижной состав метрополитена. Также оно используется для хранения поездов метро и специализированных поездов для осмотра путей.

Гейт[править | править код]

Основная статья: Трамвайно-железнодорожный гейт

Гейт (англ. gate — ворота) — место соединения метрополитеновской и железнодорожной сетей. Гейты используются, в основном, для того, чтобы привезённые по железной дороге вагоны метро, железнодорожные рельсы и прочие грузы для метро доставить в метрополитен (при этом ходовые рельсы соединительной ветки плавно переходят в пути метрополитена, так как ширина колеи у них одинаковая — 1520 мм). Чаще всего соединительные ветви с железной дорогой располагаются у электродепо метрополитена.

При проектировании большинства подземных метрополитенов (в России — всех) учитывается необходимость обеспечения возможности использования их в качестве бомбоубежища для населения[43]. Для этого, как правило, предусматривают оборудование станций и перегонов аварийными автономными системами фильтровентиляции, энерго- и водоснабжения, запасными выходами, системами герметизации станций и вентиляционных шахт (в том числе — автоматическими, от действия ударной волны взрыва, проникающей радиации, появления в воздухе отравляющих веществ и т. п.).

По действующим в России нормативам, метро должно обеспечивать укрытие населению в течение двух суток: предполагается, что за это время уровень заражения спадёт до значений, при которых будет возможна эвакуация населения за пределы пострадавшей территории. Вместе с тем, на практике исполнение этих требований зависит от пожеланий заказчика, в связи с чем новые станции Московского метрополитена оборудованы металлоконструкциями почти все, тогда как в постсоветском Казанском метрополитене системы обеспечения гражданской обороны из соображений экономии были установлены только на некоторых станциях (и вообще невозможны на одной наземной станции ввиду расположения на метромосту и на двух подземных станциях ввиду наличия стеклянных атриумов от поверхности). С другой стороны, современные технологии строительства подземных сооружений часто способны обеспечить адекватную защиту при сравнительно небольшой глубине заложения.

В Москве, Вашингтоне, Пекине, Пхеньяне и возможно в других городах существуют отдельные правительственные линии, именуемые как «метро-2». Возможно, как их альтернатива, в обычных метрополитенах построены междугородние ветки. Кроме того, во многих городах мира при строительстве подземных линий и станций гражданского метрополитена, в особенности глубокого заложения, также строятся расположенные на одном уровне с ними подземные объекты гражданской обороны и военного назначения, имеющие сбойки с тоннелями и станциями метрополитена.

Метрополитены, а также метрострой являются объектами повышенной опасности, уязвимыми для техногенных и прочих аварий и катастроф, а также терактов.

Известны случаи значительного затопления больших участков метро как природного (например, в Санкт-Петербургском в 1974 и 1995 годах и Пражском метро в 2002 и 2013 годах), так и рукотворного (например, в Берлинском метро в конце Второй Мировой войны) характера.

Крупнейшими авариями стали пожар в Бакинском метро в 1995 году с 289 погибшими и пожар в метро Тэгу в 2003 году с 198 погибшими.

Тяжелейшими терактами с около 40 погибшими были взрывы в Лондонском метро в 2005 году и в Московском метро в 2004 и в 2010 годах, самым масштабным терактом с тысячами пострадавших — зариновая атака в Токийском метро в 1995 году. Для предотвращения терактов на станциях многих метрополитенов (в Китае — во всех, в России — пока только во многих) на входах в вестибюли установлены рамки металлодетекторов и детекторы взрывчатых средств, хотя известны случаи терактов и перед такими объектами защиты.

См. также: Категория:Аварии и теракты в метрополитене

В период с 1961 по 1989 годы Берлинский метрополитен был, фактически, разделён на две отдельные системы, находившиеся в Западном секторе города и в Восточном соответственно. В Железногорске (Красноярске-26) с 1958 г. действует ведомственная, частично подземная линия электропоезда (с одной подземной станцией) для доставки рабочих на Горно-химический комбинат. В Новом Афоне с 1975 года действует туристическая, внегородская, полностью подземная узкоколейная железная дорога, которая фактически является мини-метро — см. Новоафонская пещерная железная дорога. В ряде городов мира действуют системы частично подземного скоростного трамвая. Примерами на территории стран бывшего СССР являются Волгоградский скоростной трамвай в России и Криворожский скоростной трамвай на Украине. В Воронеже (Воронежское лёгкое метро), Ульяновске (Ульяновское лёгкое метро), Одессе, Запорожье (Запорожское лёгкое метро), Львове, Астане (Астанинское лёгкое метро) и Бишкеке (Бишкекское лёгкое метро), а также в некоторых городах Подмосковья — власти обещают начать строительство лёгкого метро[44][45]. В Саратове (Саратовский метрополитен), Барнауле, Вильнюсе, Орле, Липецке, Таллине — на разных стадиях планирования брошены проекты подземных трамваев. В ряде других городов — власти обещают скоростной трамвай[уточнить]. В Лондоне наряду с обычным пассажирским метрополитеном существует узкоколейная подземная почтовая железная дорога, по многим признакам схожая с метрополитеном.

Во Львове, Орле, Таллине планировались подземные трамваи, в Ульяновске и ряде других городов — скоростной трамвай.

Метрополитены виртуального пространства[править | править код] В российских городах Барнауле, Набережных Челнах, Липецке, Кореновске, Ярославле, Саранске, Омске и в монгольском Улан-Баторе нет метрополитена, а правдоподобно фотоиллюстрированные барнаульский, липецкий, кореновский, саранский и ярославский сайты о метро в этих городах являются мистификациями-розыгрышами. Также метрополитены не существуют и не строятся ни в Покровке (сайт), ни в Калуге (сайт), ни в Караганде (сайт), ни в Гатчине Ленинградской области, ни в Новочебоксарске [2], ни в Валдае, ни в других городах, обозначенных буквой W на странице. В Краснодаре нет метрополитена, но власти уже говорят о строительстве одного из типов скоростного транспорта. Есть авторская страничка, посвящённая Краснодарскому метрополитену[46]. Популярным на Украине интернет-мемом является так называемое Львовское метро, которое не построили из-за развала СССР. У Львовского метрополитена даже есть свой сайт, где можно ознакомиться с идеей создания метро во Львове Метрополитены многих городов имеют музеи. В Московском метрополитене курсируют именные поезда, в которых устраиваются выставки картин художников, а также регулярно устраиваются выставки и перфомансы на станциях в ночное время. Преимущественно в западных метрополитенах массовым явлением является субкультура граффити на вагонах и станциях. В некоторых метрополитенах ряда городов бытуют городские легенды об огромных крысах, поездах-призраках и т. д. В крупных метрополитенах многих городов, помимо трагических несчастных случаев, рядовым явлением стало суицидальное сведение счётов с жизнью. В действующие и строящиеся метрополитены нередко несанкционированно проникают диггеры. В ряде метрополитенов некоторые пассажиры практикуют проезд снаружи поездов, что в большинстве метрополитенов расценивается как нарушение правил пользования; время от времени происходят случаи столкновения трейнсёрферов с тоннельными сооружениями или падения с движущегося поезда, зачастую оканчивающиеся трагически. В печати[править | править код] «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035» — серия постапокалиптических романов Дмитрия Глуховского, описывающая жизнь людей в московском метро после ядерной войны. «Вселенная Метро 2033» — романы и рассказы других авторов, продолжающие и дополняющие романы Глуховского. Действие (кроме «Метро 2033: Север», «Метро 2033: Осада рая» и нескольких рассказов сборника рассказов «Метро 2033: Последнее убежище») происходит в метрополитенах разных городов Белоруссии, Великобритании, Италии, России и Украины. Повесть «Не прислоняться» Олега Дивова совместно с Максимом Рублёвым в «Живом Журнале». «Метро» — бесплатная ежедневная газета, распространяемая в метрополитенах 19 стран мира. В России выходит в Москве и Санкт-Петербурге. В музыке[править | править код] Metro — венгерская рок-группа 1960-х. «Метро» — московская рок-группа во главе с Юрием Царёвым, исполнявшая музыку в стилях новая волна и электроник-рок. «Метро» — свердловская рок-группа во главе с Аркадием Богдановичем. Группа M.E.T.R.O. — проект Касаева Артёма, вокалиста рок-группы «Оригами». Альбом «Стать машинистом метро» группы Mashinistmetro (заглавная песня «Стать машинистом метро»)[47]. Песня «Метро» группы «Високосный год». Песня «Метро» группы «Данила Master». Песня «Метро 2033» группы «Леон». Песня «В городе, где нет метро» группы «25/17». Песня «42 минуты под землей» Валерия Сюткина. Песня «Metropolitan Mail» Гуфа. Песня «Имени Ленина» Slim при участии Скин, Mesr. Песня «Метро» Александра Пушного. Песня «Метро» группы «Где моё лето»[48]. Песня «Метро» группы «Друга Ріка». Песня «Кольцевая» группы «Звери». Песня «Станция Таганская» группы «Любэ» Песня «Метро» группы «Чебоза». Песня «Метрополитен» группы «Магнитная Аномалия». Песня «Метро» группы Renaissance v.2.0. Песня «Кантемировская» Noize MC. Песня «Metro» группы System of a Down. Песня «M» группы the Chemodan clan. Песня «Метро» певицы Дакоты. Песня «Метро» группы Tracktor Bowling. Песня «На Безымянке» группы «Без Сна». Песня «Поезд в сторону «Арбатской»» группы «Тараканы!». Песня «Метро» группы «СЕtИ». Песня «В метро» певицы Земфиры. «Метро» — польский мюзикл. «Метро» — российский мюзикл о шоу-бизнесе (1999). Metro FM — российская радиостанция. В кино[править | править код] «Метро»[en] — корейский фильм 2003 года. «Метро» — российский фильм-катастрофа 2013 года режиссёра Антона Мегердичева. В играх[править | править код] ↑ Что значит «метро»? / Ликбез / Блоги / Newslab.Ru. Архивировано 9 марта 2013 года. ↑ What is a metro? A subway? An underground? (англ.) ↑ Yellow Line ↑ Нора Галь. Слово живое и мёртвое. Глава 6 «Куда же идёт язык?» — М.: Международные отношения, 2001 ↑ Толковый словарь русского языка Ушакова (недоступная ссылка с 14-06-2016 [651 день]) ↑ Day, Reed, p. 14. ↑ Metro de Guarenas ha tenido 4 fechas de inauguración. Проверено 25 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года. ↑ http://www.urbanrail.net/eu/de/ka/karlsruhe.htm ↑ Lagos light rail now to be completed 2017 | BusinessDay ↑ http://tribune.com.pk/story/969880/progress-work-on-metro-train-in-full-swing/ ↑ Cabinet nod to Metro rail in Nagpur | Zee News ↑ Japan provides funds for Dhaka Metro rail system - Railway Technology. Проверено 25 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года. ↑ http://www.mtr.com.hk/archive/corporate/en/press_release/PR-17-040-E.pdf ↑ Work to start on Doha Metro in early 2013 - UAE - ArabianBusiness.com. Проверено 25 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года. ↑ http://www.narendramodi.in/pm-modi-lays-the-of-foundation-stone-of-pune-metro-project-phase-i--533598 ↑ Funding secured: Sydney Metro to be a reality | Transport for NSW ↑ Abidjan metro concession signed — Railway Gazette ↑ http://economictimes.indiatimes.com/industry/transportation/railways/japan-international-cooperation-agency-extends-rs-4870-crore-assistance-for-ahmedabad-metro-project/articleshow/51255862.cms ↑ https://www.sgr.go.ug/lrt/ ↑ http://newpaper.dahe.cn/hnrb/html/2017-01/10/content_111161.htm ↑ Мэр: К 2020 году исчезнут маршрутки и появится метро ↑ Ho Chi Minh City selects underground contractors — Railway Gazette ↑ https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/documents/2016/PPP/Forum_PPP-SDGs/Presentations/Chengbin_XU-UNECE_PPP_Forum_March_2016__PPP_Project_of_Hohhot_Metro_Line_1__Inner_Mongolia_of_China.pdf ↑ http://news.zj.com/detail/2016/12/29/1633805.html ↑ http://www.thehansindia.com/posts/index/National/2016-10-04/Akhilesh-Yadav-Venkaiah-Naidu-lay-foundation-stone-of-Kanpur-Metro-Rail/257059 ↑ http://www.jpost.com/Metro/Tel-Aviv-Light-Rail-What-a-difference-a-year-makes-466080 ↑ 1 2 http://www.dnaindia.com/money/report-work-of-light-metro-projects-in-kerala-to-start-next-month-dmrc-advisor-sreedharan-2183071 ↑ 1 2 http://indianexpress.com/article/india/india-news-india/uttar-pradesh-government-dprs-meerut-agra-lucknow-metro-2886707/ ↑ http://www.btmtr.com/ ↑ http://www.nmg.xinhuanet.com/xwzx/2017-05/22/c_1121011456.htm ↑ پول باشد، قطار شهری کرمانشاه سال 1401 افتتاح می‌شود — ایسنا ↑ Patna Gets Green Signal for Metro Train ↑ [1] ↑ Work to begin on Metro North rail line in 2021 ↑ Custo do metrô subiu para R$ 5,5 bilhões. Quem vai bancar? — Cidades — Tribuna PR ↑ http://economictimes.indiatimes.com/industry/transportation/railways/centre-approves-plan-for-varanasi-and-kanpur-metro/articleshow/52392309.cms ↑ http://indianexpress.com/article/cities/ludhiana/metro-plan-dumped-govt-doles-out-rs-1250-cr-brts-ahead-of-ls-polls/ ↑ http://www.railwaygazette.com/news/single-view/view/nairobi-plans-light-rail-network.html ↑ https://www.znak.com/2016-05-25/dubrovskiy_nameren_dostroit_metro_v_chelyabinske_u_stroiteley_takogo_optimizma_net ↑ 1 2 Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.: Будівельник, 1975. — 60, [2] с.: ил. ↑ Всё про матушку Сибирь — Новосибирский метромост ↑ Инженерный корпус метрополитена ↑ Правила пользования московским метрополитеном Утверждены Постановлением Правительства Москвы № 844-ПП от 16 сентября 2008 г. ↑ Почти как в предместьях Парижа? Власти Подмосковья показали схему легкого метро ↑ План строительства наземного метро в Подмосковье ↑ Метрополитен Краснодара — СМИ о метро ↑ Альбом «Стать машинистом метро» группы Mashinistmetro ↑ Группа подарила песню подземке. Мир метро Сайт о метрополитенах разных городов. Всё о метрополитенах городов бывшего СССР. Метроэнциклопедия Роберта Швандля (англ.). Станции метро на территории бывшего СССР: архитектура, схемы линий, история, будущее. Метроблог — новости метро и городского транспорта. Сайт «Голоса подземелья» — о звуках и голосах метро, автор Тёма Ломов. Метровагоны — вагоны метрополитена, авторы Олег Бодня, Михаил Березин и Михаил Кончиц. Сайт «Метро не с первого взгляда» — автор Тёма Ломов. Карта метро Москвы и Самары с поиском станций и расчётом времени поездки. Метро Битс (Metro Bits) — Various aspects of the world’s metros (англ.). Метрополитены на сайте «Железнодорожное кольцо». Метрострой — автор Андрей Суриков. Сайт является по сути любительским и не имеет отношения к ОАО «Метрострой» и ОАО «Метрострой СПб»! Коллекция схем метро (по городам мира). ЖЖ-сообществоru_metro — сообщество «Метрополитен» в «Живом Журнале», которое ведут пассажиры метрополитена. Интересные наблюдения, истории, фотографии. ЖЖ-сообществоfoto_metro — сообщество «Фотографии метрополитена» в «Живом Журнале» Сайт истории метрополитенов в схемах. История подземных железных дорог 1959 год.


Основная статья: Проект:Метро/Литература

Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске Схема трамвайных маршрутов в ульяновске

Тоже читают:



Схемы блоков питания atx-300w

Как сделать лестницу для лодки

Как сделать емкость из пленки

Поздравление для софии с 6 летием

Поздравления жене с ребенком